Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Задачи:
  1. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению дыхательной гимнастики.
  2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Очень часто у детей с нарушением речи встречается нарушение речевого дыхания. У таких детей поверхностное, прерывистое дыхание, нарушен его ритм, многие дети дышат ртом. И наша задача – выработать плавный длительный выдох.
При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.
Необходимо учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
Необходимо обращать внимание ребенка на ощущениях дыхания, на продолжительности произвольного вдоха и выдоха, следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.

Как правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики?

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений, которые увеличивают объем, глубину и силу вдоха и длительность выдоха, а также нормализуют ритм дыхания. Правильное речевое дыхание – это вдох носом, а выдох ртом. Важно, чтобы при вдохе не поднимались плечи и грудная клетка. Выдох же должен быть плавным и долгим.
  1. На начальном этапе необходимо научить ребенка дышать с закрытым ртом. (Ребенок должен научиться глубоко вдыхать и длительно выдыхать через нос.)
  2. После того, как ребенок привыкнет дышать носом, начинаем тренировать его ротовой выдох. (Можно после вдоха носом закрыть ребенку ноздри, чтобы он выдыхал через рот.) Обязательно следить за тем, чтобы во время ротового выдоха, не раздувались щеки. Постепенно длительность выдоха увеличиваем.
При выполнении упражнений дыхательной гимнастикой следим за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, не напрягал плечи, шею.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

  • для развития речевого дыхания необходимо выполнять одно-два упражнения;
  • воздух необходимо набирать через нос (плечи не поднимать);
  • выдох должен быть бесшумным, длительным, плавным, естественным, экономным, без усилий;
  • вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох;
  • необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
  • упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
Упражнения повторяются от 3 до 5 раз, т.к. многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

Дыхательную гимнастику лучше выполнять с использованием игровых приёмов:

  1. Снегопад (листопад). Вырезать из бумаги снежинки и листочки (можно разного цвета и формы). Сдувать их со стола или с руки.
  2. Игра в футбол (возможна игра двух детей). Плавно дуть на шарик или карандаш, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя предметами (не надувать щеки).
  3. Вертушка. Для этой игры нужна игрушка вертушка. Плавно дуть на лопасти вертушки, увеличивая постепенно силу выдыхаемого воздуха.
  4. Пчелка на цветке. На картоне наклеены цветы (полянка). Пчелка на нитке. Посадить пчелку на цветок. Поставить картонку на уровне лица. Дуть на пчелку «чтобы она полетела». (Выдох длительный и плавный.)
  5. Веселый бассейн. (Нужны любые детские пластмассовые игрушки). Опускаем игрушки в широкую чашу с водой и ребенок дует плавно и длительно, заставляя игрушки плавать.
  6. Задуй свечу. Задуть горящую свечу (свечу заменяет палочка и «пламя» из бумаги). Во время выполнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью (при поддувании - пламя должно отклоняться).
  7. Шторм на море. Стакан с водой и соломинка для коктейля. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила (щеки не надуваются).
  8. Шарик. На одном выдохе надуть шарик как можно больше (надувание под счет – вдох через нос – выдох в шарик, и так 3 раза).
  9. Морская пена. Дуть через трубочку в мыльный раствор. Получить как можно больше пены. Постараться, чтобы пузыри не лопались.
  10. Полет в небо. На трубке шарик. Подуть в трубку, чтобы шарик взлетел.
  11. Игры с игрушками-свистульками.
  12. Я на дудочке играю. Использование любых духовых инструментов (дудки, губные гармошки и др.).
  13. Кто быстрее. Участвуют два ребенка. Берутся две катушки. Одновременно двое детей начинают дуть на катушки, чья катушка достигнет финиша первой, тот победил.
Выполняя данные упражнения мы добьемся положительных результатов в отработке плавного длительного выдоха. Это первый этап в развитии речевого дыхания.
В дальнейшем постепенно задания усложняются: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы. Все это мы сделаем на следующих встречах.