Вся логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе направлена на получение и овладение знаниями и навыками, необходимыми для социальной ориентации и адаптации обучающихся в обществе.
В своем поведении дети с нарушением интеллекта нередко ориентируются на эмоциональный импульс. Нечеткое представление об эмоциональных состояниях, проблемы в их дифференциации, отсутствие умения контролировать свои эмоции – все это затрудняет общение с окружающими людьми и в целом адаптацию в обществе. Кроме этого недоразвитие эмоциональной сферы влечет за собой нарушение познавательных процессов, поэтому одним из важнейших направлений деятельности учителя-логопеда является формирование и развитие эмоциональной сферы у обучающихся коррекционной школы VIII вида.
В своих исследованиях Ж.И.Шиф, Г.М.Дульнев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, отмечали, что постепенное совершенствование процессов обучения и воспитания, личностно-ориентированный подход, коррекционно-развивающая направленность, правильно организованные учебная и познавательная деятельности дают возможность более целенаправленно и успешно осуществлять коррекцию в развитии эмоциональной сферы.
Работа по формированию и развитию эмоциональной сферы в коррекционной школе VIII вида ведется в двух направлениях:
  • получение и усвоение теоретических знаний, расширение активного и пассивного словаря по изучаемой теме;
  • формирование и развитие основных эмоциональных состояний - отработка правильных мимических движений, свойственных определенным эмоциональным состояниям, их дифференциация и передача в практической деятельности через театрализацию.

Актуальность педагогического опыта

В настоящее время эмоциональная сфера изучена специальной психологией менее глубоко, чем интеллектуальная деятельность, а отдельные аспекты проблемы эмоционального развития детей с нарушением интеллекта практически не разработаны. Подавляющее большинство предлагаемых методик и программ, оказываются слишком сложными для усвоения детьми с нарушением интеллекта, обучение которых требует большей систематичности и последовательности, поэтому вопрос создания оптимальных условий для формирования и развития эмоциональной сферы является важным звеном при планировании логопедической работы.
Разработанная мною система формирования и развития эмоциональной сферы предполагает поэтапный алгоритм коррекционной работы, учитывающий особенности психофизического развития, что позволит добиться положительных результатов.

Перспективность педагогического опыта

Данная система работы была апробирована на обучающихся 4 класса.
В дальнейшем планирую заняться разработкой системы развития эмоциональной сферы в 5 - 7 классах, т.к. учебным планом специальной (коррекционной) школы VIII вида логопедические занятия предусматриваются до 7 класса включительно.

Проблема

Основными трудностями при формировании эмоциональных состояний обучающихся являются:
  • слабые знания об эмоциональных состояниях;
  • затруднение при определении и различении эмоциональных состояний по внешнему выражению в экспрессии лица;
  • отсутствие навыков правильного выделения причин эмоционального состояния или непонимание смысла изображенной ситуации.
Обучение осложняется тем, что логопедические группы формируются из детей, относящихся к III - IV группе по возможностям обучения – усвоение программного материала на самом низком уровне (по В.В.Воронковой). Эти учащиеся чрезмерно возбудимы, несдержанны, непоседливы или наоборот вялы, апатичны, быстро устают при малейших нагрузках, что затрудняет усвоение изучаемого материала.
В связи с этим развитие эмоциональной сферы я связала с артпедагогикой, т.к. она позволяет рассматривать все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства, что вызывает со стороны обучающихся высокую заинтересованность, малую утомляемость, повышает успеваемость.
Выявлено противоречие между необходимостью подготовки к самостоятельной жизни в социуме, требующей сформированности эмоциональной сферы, и практическим отсутствием личностно-ориентированных методик, направленных на решение данной проблемы.
Актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость разрешения выявленных противоречий определили тему моей работы.

Ведущая педагогическая идея

Данная система работы поможет поэтапно сформировать и развить эмоциональные состояния у детей с нарушением интеллекта посредством артпедагогики.

Цель деятельности

Апробировать и выявить эффективность применения разработанной системы работы, направленной на формирование и развитие основных эмоциональных состояний у обучающихся 4 класса логопедической группы.

Поставленные задачи:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данному вопросу.
  2. Определить качественный показатель развития эмоциональных состояний.
  3. Апробировать систему работы по формированию и развитию эмоциональных состояний на логопедических занятиях у обучающихся 4 класса с нарушением интеллекта.
  4. Определить эффективность проведенной работы, путем сравнения результатов логопедических групп 4 класса 2007 - 2008 гг., 2010 - 2011 гг. обучения.
  5. Использовать разработанную систему в дальнейшей педагогической деятельности.