На основании изучения психофизических данных и качественных показателей эмоционального состояния обучающихся, было выделено четыре группы по возможностям обучения и последующей реализации дифференцированного и индивидуального подхода в формировании и развитии эмоциональных состояний обучающихся (В.В.Воронкова, В.М.Минаева).

I группа

К данной группе были отнесены учащиеся, у которых наряду с характерными аномалиями развития была выявлена довольно устойчивая работоспособность, самостоятельность, более или менее удовлетворительная продуктивность, сравнительно сохранное словесно-логическое мышление. В то же время эти учащиеся недостаточно критично относились к результатам выполненных заданий, далеко не всегда замечая явные противоречия, в основном им удается понять и правильно определять испытываемое ими чувство и выразить их в эмоциях.

II группа

Этих учащихся отличала меньшая самостоятельность в выполнении работ, допускали ошибки в дифференциации эмоциональных состояний, в различении и сравнении эмоциональных ощущений. Однако ошибки исправлялись детьми с незначительной помощью учителя – логопеда.

III группа

Учащиеся с трудом справлялись с заданиями, нуждались в различных видах помощи, дополнительных объяснениях. Их отличала низкая самостоятельность, каждое незначительное изменение задания воспринималось как новое. Допускали грубые ошибки в дифференциации эмоциональных состояний, в различении и сравнении эмоциональных ощущений.

IV группа

Результаты показывали, что учащиеся практически не справлялись с заданиями, не могли правильно определить эмоциональные состояния, не дифференцировали их, не могли сделать вывод, используя опыт прошлых работ. Эти дети нуждались в постоянном контроле, подсказках во время выполнения работы. Им требовалось конкретное указание на ошибки и объяснение к исправлению, грубо нарушен эмоциональный тон.
Сравнительные показатели сформированности основных эмоциональных состояний у учащихся 4 класса на начало и конец 2007 – 2008 года обучения приведены ниже:
Сформированность экоциональных состояний 2007-2008гг.
Сравнительный график 2007-2008гг.
Результаты обучения по окончанию учебного года показали незначительную динамику в развитии эмоциональных состояний, что подвигло меня к разработке системы поэтапного формирования и развития эмоциональной сферы.
При разработке данной системы за основу мною была принята методика и теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), основные дидактические принципы (Г.М.Дульнев), развитие эмоций (В.М.Минаева). Работа по данной системе проводилась с обучающимися 4 класса в 2010-2011 учебном году (состав группы – 5 человек).