Подготовительный этап предполагает усвоение теоретических знаний и формирование на их основе первичных практических действий, связанных с эмоциями.
Данный этап состоит из двух блоков.
Цель первого блокаподготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний (сентябрь - октябрь).
Задачи:
  • обучающая – сформировать положительную мотивацию, способствующую сознательному и полному восприятию, пониманию и усвоению предметного материала;
  • коррекционно-развивающая – корригировать ошибки при описании эмоций радости, грусти, злости, удивления, восхищения и причин возникновения этих эмоциональных состояний;
  • воспитательная – воспитывать интерес к занятиям.
Первый блок включает два раздела.
1-й раздел - изучение и уточнение эмоциональных состояний;
2-й раздел - выяснение причин их возникновения.
Основные виды коррекционно-развивающей работы:
  • коррекция высших психических процессов;
  • уточнение, расширение, активизация словарного запаса, за счет его пополнения ранее неизвестными словами (эмоции, мимика, пантомимика и др.) и наполнения этих слов содержанием;
  • сопоставление эмоциональных состояний с причинами их возникновения.
Деятельность, повышающая эффективность результатов 1 блока.
  • подбор яркого, доступного и интересного материала по изучению, уточнению эмоций и выяснение причин их возникновения (фотографии, рисунки, схемы, символы, графические изображения).
Обучение осознанию цели выполняемых практических действий. Объектом осознания являются правильные мимические движения:
  • демонстрация приемов работы учителем-логопедом с подробным объяснением выполняемых действий;
  • просмотр эпизодов из мультфильмов, позволяющих более доступно продемонстрировать эмоциональные состояния;
  • ознакомление со специальной терминологией, связанной с эмоциональной сферой;
  • индивидуальная работа с обучающимися IV группы.
Реализация цели первого блока. Беседы с детьми в ходе обследования и вводных занятий.
Цель второго блокаформирование и развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи (ноябрь – март).
Задачи:
  • обучающая - различать эмоциональные состояния, а также формировать на их основе собственные эмоциональные состояния, используя мимические, пантомимические средства и интонационную сторону речи;
  • коррекционно-развивающая – корригировать мимические и пантомимические движения в зависимости от эмоционального состояния, развивать мышление, внимание, речь;
  • воспитательная – воспитывать настойчивость при выполнении заданий.
Второй блок состоит из двух разделов.
1-й раздел - формирование умений передавать эмоциональные состояния, используя мимические и пантомимические средства (ноябрь- январь).
2-й раздел - формирование интонационной стороны речи через ритмические междометия (февраль - март).
Позы и движения, передающие эмоциональные состояния, закрепляются у детей на трех уровнях:
  • зрительном – восприятие выполнения движений другими людьми;
  • словесном (понятийном) – называние (вербализация) этих движений (команда себе или другим) или понимание команды других людей;
  • двигательном – самостоятельное выполнение движений.
Деятельность, повышающая эффективность результатов 2 блока.
Коррекционно-развивающая работа. Упражнения на развитие:
  • органов артикуляции (губы трубочкой – улыбка, произнесение губных звуков б-п и др.);
  • мимической мускулатуры (подъем бровей, поочередное надувание и втягивание щек и др.);
  • общей и мелкой моторики;
  • массаж лица.
Упражнения на развитие пантомимических движений:
  • используя позу и мимику, представить, что он (ребенок): хмурая собака; разгневанный ежик; добродушный лев; грустный кот; встревоженный слон;
  • создание танцевальных движений характерных для различных птиц с использованием музыки;
  • выполнение имитационных упражнений: бабочка летает, обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик подпрыгивает, пружинка распрямляется, маятник раскачивается, рыбка плавает, собака идет по следу, ветер дует;
  • проигрывание ситуации в движении: детальное повторение всех движений («Назойливая муха» - воображаемая муха летает – следим, села на нос – сморщились, сдуваем, махнули рукой, нахмурились).
Использование эмоциональных междометий:
  • чтение без интонационного оформле¬ния, затем – выразительное (какое чтение боль¬ше понравилось и почему - изменение голоса для пере¬дачи эмоциональных состояний);
  • формирование ин¬тонационной стороны речи на материале коротких рассказов, историй, стихов, сказок (последовательность эта¬пов работы - сопряжено, отражено, самостоятельно);
  • использование для передачи содержания текста, выражения переживаний героя каким-либо одним средством выразительности (только интонацией, одним жестом, исключительно позой).
Закрепление правильных практических действий (мимических, двигательных, интонационных).
  • частично осознанная ориентировка в задании (анализ производимых действий, представление конечного результата действий под руководством педагога);
  • совместное планирование действий;
  • выполнение практических действий с комментированием;
  • многократное повторение одних и тех же практических действий в разных вариациях (мимических, двигательных, интонационных) для отработки правильных эмоциональных состояний.
Реализация цели второго блока. Индивидуальные и групповые занятия.