В эмоциональной сфере выделяются три неразрывно связанные составные (Л.И.Божович, А.В.Запорожец):
  • эмоциональный настрой на общение – раскрепощение, пробуждение эмоций;
  • смысловая составляющая - совместные обсуждения в различных областях миропознания;
  • продуктивно-творческая составляющая - самореализация в разных видах деятельности.
Продуктивно-творческая составляющая включает:
  • повторение действий по образцу;
  • самостоятельные действия, побуждающие к выразительности эмоциональной сферы, речевой интонации, телодвижений, поз (диалоги и игры – инсценировки);
  • вхождение в образ через театрализацию.
Изучив и проанализировав научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что формированию и развитию эмоциональных состояний, усвоению теоретических знаний о них способствует:
  • осознание детьми факта возникновения эмоций;
  • осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
  • понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
  • расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию.
Анализ анамнестических данных групп обучающихся 4 классов (2007 - 2008 гг., 2010 - 2011 гг.) показал, что их состав был сходен по клиническим показателям. В равной мере были представлены заторможенные обучающиеся, возбудимые, с двигательными нарушениями а также с различным уровнем интеллектуального развития.
С целью определения качественных показателей сформированности эмоциональных состояний обучающихся 4 класса, им была предложена серия заданий на выявление правильного понимания эмоций в разных вариациях:
  1. определение эмоционального состояния по выражению лица;
  2. выбор среди нескольких картинок тех, которые выражают определенную эмоцию;
  3. графическое изображение лица с помощью подготовленных деталей;
  4. изображение определенной эмоции при помощи мимики, используя картинку;
  5. передача эмоционального состояния посредством интонации.
Дифференцированность эмоционального состояния определяется следующим образом:
  • выполнено 0 - 1 задание: эмоция недифференцирована;
  • выполнено 2 - 3 задания: эмоция недостаточно дифференцирована;
  • выполнено 4 - 5 заданий: эмоция дифференцирована.