Этапы развития речи ребенка в норме:

2 - 3 месяца
-
гуление (произнесение звуков "а", "ы", "у", иногда в сочетании с "г");
7 - 9 месяцев:
-
лепет (произнесение одинаковых слогов: "ма-ма-ма", "дя-дя-дя", "ба-ба-ба");
9 - 11 месяцев:
-
малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11 - 13 месяцев:
-
появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов ("папа", "мама", "баба", "дядя");
2 - 3 года:
-
появляются первые предложения.
Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если пустить все на самотек, то у ребенка могут возникнуть дефекты речи, которые в дальнейшем исправить будет гораздо сложнее.

Родители, будьте бдительны!

Речевое развитие нарушено, если:
к концу 1-го месяца
-
ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-го месяца
-
не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-го месяца
-
не прислушивается к музыке;
к 7 месяцам
-
не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-го месяца
-
отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-го месяца
-
малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году
-
ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы ("дай", "покажи", принеси");
к 1 году 4-м месяцам
-
не может назвать маму мамой, а папу папой;
к 1 году 9-ти месяцам
-
не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам
-
не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы ("пойди в комнату и возьми там книгу") и не узнает близких на фотографиях;
в 2,5 года
-
не знает разницу между понятиями "большой" и "маленький";
в 3 года
-
не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года
-
не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

Почему возникают нарушения речи?

Точную причину нарушений должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
  • "педагогическая запущенность" (речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом);
  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия (один из самых распространенных диагнозов). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.