Тема:
Предлоги на, по.
Цель:
психологический настрой на работу.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали:
«здравствуйте».
Улыбнулись, поклонились …
И на место все вернулись.
Введение в тему занятия
- Ребята, скажите, на чем можно добраться в школу ученикам, живущим далеко от нее?
/нажать «Далее»/
На автомобиле, на автобусе, на троллейбусе или на трамвае.
/нажать «Далее»/
- А как мы можем добираться в другие города?
/нажать «Далее»/
На самолете, на корабле, на поезде.
/нажать «Далее»/
- Машина, автобус, корабль, поезд, самолет – как назвать одним словом?
/нажать «Далее»/
Транспорт.
/нажать «Далее»/
- Транспорт бывает: водный, воздушный, сухопутный. А почему он так называется?
/При ответах на вопрос нажимаются слова-ссылки «водный», «воздушный», «сухопутный» (порядок не важен)/
  • водный (движение происходит по воде);
  • воздушный (движение происходит по воздуху);
  • сухопутный (движение происходит по суше).
/нажать «Далее»/
- Сухопутный транспорт делится на: автомобильный, железнодорожный.
/При объяснении вида транспорта нажимаются слова-ссылки «автомобильный», «железнодорожный» (порядок не важен)/
  • автомобильный (движение происходит по дороге);
  • железнодорожный (движение происходит по рельсам).
/нажать «Далее»/
- Итак, мы можем ехать на автобусе, на троллейбусе, на поезде, лететь на самолете, плыть на корабле. Какое маленькое слово часто повторяется в предложении?
/нажать «Далее»/
Слово «на».
/нажать «Далее»/
- Транспорт передвигается по суше, по воде, по воздуху. А какое слово повторяется в этом предложении?
/нажать «Далее»/
Слово «по».
/нажать «Далее»/
- Итак, сегодня мы будем работать со словами «на» и «по».
/нажать «Далее»/
Сообщение темы и цели занятия
- Чтобы узнать, какая тема занятия у нас будет, необходимо решить головоломку. Для этого найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений, прочитайте слово.
/При затруднении в разгадывании головоломки учитель подсказывает, первую букву слова – «п»./
/нажать «Далее»/
Получаем слово «предлоги» и тему занятия «Предлоги на, по».
- Итак, сегодня мы будем работать со словами, которые называются предлогами. Мы узнаем, как предлоги «на» и «по» «дружат» с другими словами и как пишутся с ними.
- Запишите число и тему в тетрадь.
/нажать «Далее»/
Задание 1
- Отгадайте загадки о транспорте. Из текста загадки выделите и запишите предлоги «на», «по».
Образец:
на, по, по, на
/нажать «Далее»/
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
/нажать «Далее»/
Автобус
/нажать «Далее»/
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
/нажать «Далее»/
Автомобиль /Также принимается вариант ответа – машина/
/нажать «Далее»/
Дом чудесный – бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
/нажать «Далее»/
Трамвай
/нажать «Далее»/
На реке домок,
Из трубы дымок.
/нажать «Далее»/
Пароход
/нажать «Далее»/
На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути?
/нажать «Далее»/
Автомобиль /Также принимается вариант ответа – машина/
/нажать «Далее»/
По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем.
А под крышей – вожжи,
Он ходить без них не может.
/нажать «Далее»/
Троллейбус
/нажать «Далее»/
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
/нажать «Далее»/
Поезд
/нажать «Далее»/
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
/нажать «Далее»/
Лодка
Проверка правильности выписанных в тетрадь предлогов «на», «по»:
по, на, на, по, на, по, на, на, на, по, по, по, по.
/нажать «Физминутка»/
Физминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход. /встать/
Он шагнул назад, /шаг назад/
А потом шагнул вперед. /шаг вперед/
И поплыл, поплыл по речке, /движения руками/
Набирая полный ход. /Ходьба на месте/
/нажать «Физминутка»/
/нажать «Далее»/
Задание 2
- Распределить транспортные средства по группам, в зависимости от того, кто на них работает, используя предлог «на».
Образец:
водитель на автобусе.
водитель
грузовик, самолет
пилот
мотоцикл, вертолет, поезд
машинист
электричка, автобус
Сначала определяются транспортные средства для водителя. При правильных ответах обучающихся нажимаются изображения «грузовик», «мотоцикл», «автобус» (порядок не важен).
/нажать «Далее»/
Затем, аналогичным образом, определяются транспортные средства для пилота: «самолет», «вертолет».
/нажать «Далее»/
Затем, аналогичным образом, определяются транспортные средства для машиниста: «поезд», «электричка».
В результате получается:
водитель
на автобусе, на мотоцикле, на грузовике
пилот
на самолете, на вертолете
машинист
на поезде, на электричке
Вывод
- Как пишутся предлоги со словами?
Предлоги со словами пишутся раздельно.
/нажать «Далее»/
Задание 3
- Узнайте, о ком говорится в следующем описании.
Эта работа трудна и опасна. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Они посещают многие страны, плавают по многим морям и океанам, управляя огромным кораблем.
/нажать «Далее»/
Капитан
/нажать «Далее»/
- Проведите звуко-буквенный анализ слова. Поясните свои ответы.
7 б.; 7 зв.; 3 слога; 3 гл.; 4 согл.; 3 глух.; 1 звон.; 3 тв.; 1 мяг.
/При правильном ответе нажимаются слова-ссылки «букв», «звуков», «слогов», «гласных», «согласных», «глухих», «звонких», «твердых», «мягких»./
/нажать «Далее»/
Задание 4
- Составьте предложение с данными словами: морю, капитан, по, ведет, корабль. Запишите его в тетрадь.
/нажать «Далее»/
- Начертите графическую схему своего предложения.
Образец:
Корабль по морю ведет капитан.
 
|______       ____  ____  _______.
- На каком месте стоит предлог? Подчеркните слово, с которым он «дружит».
/нажать «Физминутка»/
Упражнение для глаз
- Закрыть глаза /3-5 сек./
- Частое моргание /5 сек./
- Не поворачивая головы следить глазами за движением теплохода. /10 сек./
/нажать «Физминутка»/
/нажать «Далее»/
Задание 5
- Составьте рассказ, заменив картинки подходящими словосочетаниями. Придумайте название.
На уроке ребята рассказывали о том, где они провели лето. Маша отдыхала в Испании. Туда она летала … Ваня ездил … отдыхать к морю. На море он впервые увидел дельфинов. Женя посетил экскурсию … по Иртышу. Он узнал много интересного о родном крае. А Ира ездила в деревню к дедушке ...
/нажать «Далее»/
На уроке ребята рассказывали о том, где они провели лето. Маша отдыхала в Испании. Туда она летала на самолете. Ваня ездил на поезде отдыхать к морю. На море он впервые увидел дельфинов. Женя посетил экскурсию на корабле по Иртышу. Он узнал много интересного о родном крае. А Ира ездила в деревню к дедушке на машине.
- Запишите полученный рассказ в тетрадь. Подчеркните предлоги «на», «по», и слова, с которыми они «дружат».
Задание на внимание
- Посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено неправильно?
/нажать «Далее»/
Поезд едет по дороге.
Корабль летит по воздуху.
Автомобиль плывет по воде.
Самолет едет по рельсам.
/нажать «Далее»/
- Исправьте ошибки художника.
/При правильных ответах нажимаются изображения «поезда», «корабля», «самолета», «автомобиля» (порядок не важен)/
Автомобиль едет по дороге.
Самолет летит по воздуху.
Корабль плывет по воде.
Поезд едет по рельсам.
/нажать «Далее»/
Итог занятия
- Над какой темой мы сегодня работали?
Над предлогами «на», «по».
- Как пишутся предлоги со словами?
Предлоги со словами пишутся раздельно.
- Какие виды транспорта мы сегодня вспоминали?
- Какое задание было самым сложным?
- Какое задание было самым интересным?
/Оценка работы идет после каждого задания./
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)
Какое задание было самым интересным?
Какое задание было самым сложным?
Домашнее задание (если это необходимо на уроке)
Выучить скороговорки:
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.