Рабочая учебная программа по коррекционным занятиям "Логопедические занятия" для 4 класса Rabochaya-uchebnaya-programma

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Письма Минобразования России от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида», на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12», а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011 г. и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011 г.; с опорой на труды Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» 2006 г., Лалаевой Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
Цель рабочей программы: разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе решает следующие задачи:
  • нормализация звуковой и произносительной стороны речи;
  • развитие фонематических процессов;
  • расширение лексико – грамматических категорий;
  • обогащение словаря;
  • развитие связной речи;
  • коррекции психических процессов;
  • повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Нарушения речи у детей с лёгкой степенью умственной отсталости носят системный характер и затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Расстройства речи у них проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию всей речевой системы, но и на развитие психических процессов детей данной категории.

2. Общая характеристика учебного предмета

Логопедические занятия включают следующие этапы:
  1. коррекция фонематических процессов;
  2. коррекционная работа на лексическом уровне;
  3. коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  4. совершенствование связной речи.
Задачей каждого этапа является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает этапы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Для этого подбираются доступный материал. В каждом последующем году обеспечивается концентричность расположения материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенного.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Логопедия» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Общее количество часов за 4 года обучения составляет 408 часов.
Рабочая программа по предмету «Логопедия» в 4 классе рассчитана на 102 часа в год в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю, 34 учебных недели).

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа для 4 класса направлена на достижение учащимися определенных личностных и предметных результатов.
Предметные результаты
В рабочей программе 4 класса по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Предполагается, что к концу обучения в 4 классе учащиеся будут уметь:
Минимальный уровень:
  • знать буквы алфавита;
  • анализировать слово по слоговому и звуковому состав;
  • определять количество и последовательность звуков и место звука в слове.
Достаточный уровень:
  • анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове;
  • различать звонкие и глухие, свистящие и шипящие согласные;
  • ставить ударение в словах;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • работать с деформированным текстом.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
  • умение вступать в контакт с педагогом;
  • способность работать в коллективе (ученик-ученик);
  • слушать и понимать инструкцию педагога;
  • обращаться за помощью и принимать помощь педагога.
Методы диагностики и критерии результативности
Основная цель обучение в 4 классе - развить деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку работы.. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Логопедия» проводится в 2 этапа:
1 этап – сентябрь (первичная диагностика);
2 этап – май (итоговая диагностика).
Предметные результаты в 4 классе оцениваются по следующим критериям:
0 баллов – не умеет, не научился;
1 балл – выполняет задания с помощью учителя;
2 балла – допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;
3 балла – выполняет всё самостоятельно.
Полученные данные заносятся в таблицу фиксации планируемых результатов обучения по предмету «Логопедия» (Приложение 1).
Диагностика личностных результатов проводится в 2 этапа:
1 этап – сентябрь (первичная диагностика);
2 этап – май (итоговая диагностика).
Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующей системе:
«Да» (+) – умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе).
«Нет» (-) – не умеет (вступать в контакт с педагогом, принимать помощь педагога, понимать инструкцию педагога, общаться со сверстниками в классе).
«Не всегда» (!) – не всегда (вступает в контакт с педагогом, принимает помощь педагога, понимает инструкцию педагога, общается со сверстниками в классе).
Результаты диагностики заносятся в таблицу (Приложение 2).

5. Содержание учебного предмета

Содержание коррекционных занятий «Логопедические занятия» включает следующие разделы:
  • «Обследование»;
  • «Звуки и буквы»;
  • «Гласные и согласные звуки и буквы»;
  • «Парные звонкие и глухие согласные»;
  • «Ударение»;
  • «Предлоги»;
  • «Предложение»;
  • «Восполнение пробелов в формировании связной речи».
I Обследование общего и речевого развития обучающихся – 13 часов
Основные задачи раздела:
  • выявить особенности речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
  • выявить объем речевых навыков;
  • определить степень овладения компонентами языковой системы;
Содержание раздела:
Обследование фонетической и фонематической стороны речи (1ч). Обследование умения правильно употреблять грамматические формы (2ч). Обследование словарного запаса (2ч). Обследование фразовой речи (2ч). Обследование связной речи (2ч). Обследование состояния письменной речи (2ч). Обследование чтения (2ч).
II Звуки и буквы - 3 часа
Основные задачи раздела:
  • совершенствовать представление о звуках и буквах;
  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторики;
  • формировать навык сотрудничества.
Содержание раздела:
Звуки и буквы. Алфавит. Расположение слов по алфавиту. Звуки и буквы. Закрепление.
III Гласные и согласные звуки - 33 часа
Основные задачи раздела:
  • учить выделять гласные и согласные звуки на фоне слова;
  • закрепить четкую артикуляцию гласных и согласных звуков;
  • выявить слогообразующую роль гласного звука.
Содержание раздела:
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове. Парные гласные (сходство). Парные гласные (различие). Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Различение твердых и мягких согласных. Гласные е, ё, я, ю, я после мягких согласных. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, я, ю, я. Второй способ обозначения мягкости согласных. Обозначение мягкости согласных ь знаком. Буква ь на конце слова. Буква ь в середине слова. Различение твердых и мягких согласных. Проверочная работа. Шипящие согласные. Гласные после шипящих. Гласные после шипящих. Проверочная работа. Правописание гласных после шипящих. Дифференциация ч-щ. Гласные после шипящих ч-щ. Написание ча-ща в словах. Написание чу-щу в словах. Дифференциация ш-щ. Гласные после шипящих ш-щ. Гласные после шипящих. Проверочная работа. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Согласные с, ц. Дифференциация с-ц. Согласные с, ч. Дифференциация с-ч. Согласные ч-ц. Дифференциация ч-ц. Дифференциация л–р.
IV Парные звонкие и глухие согласные – 15 часов
Основные задачи раздела:
  • закрепить четкую артикуляцию согласных звуков;
  • учить выделять звонкие и глухие согласные звуки на фоне слова;
  • уметь подбирать проверочное слово.
Содержание раздела:
Звонкие и глухие согласные. Согласные д–т. Дифференциация согласных д-т. Согласные б–п. Дифференциация согласных б–п. Дифференциация согласных б-п, д-т .Проверочная работа. Парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова. Согласные в, з, ж на конце слова. Согласные в, з, ж в середине слова. Согласные б, д, г на конце слова. Согласные б, д, г в середине слова. Парные звонкие и глухие на конце слова. Парные звонкие и глухие в середине слова.
V Ударение - 5 часов
Основные задачи раздела:
  • учить определять ударение в словах разной слоговой структуры;
  • учить подбирать проверочное слово;
  • прививать чувство удовлетворения от правильно выполненного задания.
Содержание раздела:
Ударение. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных. Проверка безударной гласной в слове Правописание безударных гласных. Закрепление.
VI Предлоги - 9 часов
Основные задачи раздела:
  • учить выделять предлоги в предложении;
  • обучение работе в коллективе.
Содержание раздела:
Предлоги. Предлог до. Предлог про. Предлог за. Предлог из. Предлог без.
Раздельное написание предлогов со словами. Выделение предлога из текста. Предлоги. Закрепление.
VII Предложение - 16 часов
Основные задачи раздела:
  • учить выделять главные члены предложения;
  • развивать восприятие (фонематическое, пространственное, зрительное);
  • обучение работе в коллективе.
Содержание раздела:
Выделение предложения из текста. Деление текста на предложения. Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Название предметов по вопросам. Связь слов в предложении. Вопросы кто? Что? Связь слов в предложении. Вопросы кого? чего? Связь слов в предложении. Вопросы кому? чему? Связь слов в предложении. Вопросы кем? чем? Связь слов в предложении. Вопросы о ком? о чем? Связь слов в предложении. Название предметов по вопросам. Закрепление. Простое предложение. Построение простого предложения. Знаки препинания в простом предложении. Предложения, разные по интонации.
VIII Восполнение пробелов в формировании связной речи - 6 часов
Основные задачи раздела:
  • обучать связанности и последовательности изложения;
  • формировать навык планирования развернутых высказываний;
  • воспитывать чувство уважения к старшим.
Содержание раздела:
Составление предложений. Составление рассказа по серии последовательных картинок. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Рассказы по опорным словам. Работа с деформированным текстом. Проверочные работы по письму и чтению.
Формы организации учебной деятельности, используемых на коррекционных занятиях по логопедии:
Групповая форма (фронтальная) характеризуется тем, она проводится одновременно со всеми детьми группы. При этом на фронтальных занятиях выполняют задания, одинаковые для всех.
Групповая форма работы применяется при работе с учебником; прослушивании текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие; при знакомстве с новыми словами с опорой на наглядные средства; при предварительном чтении трудных слов текста.
Наименование разделов
Кол-во часов
I
Обследование
13
II
Звуки и буквы
3
III
Гласные и согласные звуки и буквы
33
IV
Парные звонкие и глухие согласные
15
V
Ударение
5
VI
Предлоги
9
VII
Предложение
16
VIII
Восполнение пробелов в формировании связной речи
10
Итого
104