1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Письма Минобразования России от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида», на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12», а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011 г. и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011 г.; с опорой на труды Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» 2006 г., Лалаевой Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
Цель рабочей программы: разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности, поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 4 классе решает следующие задачи:
  • нормализация звуковой и произносительной стороны речи;
  • развитие фонематических процессов;
  • расширение лексико – грамматических категорий;
  • обогащение словаря;
  • развитие связной речи;
  • коррекции психических процессов;
  • повышение речевой и эмоциональной активности детей.
Нарушения речи у детей с лёгкой степенью умственной отсталости носят системный характер и затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Расстройства речи у них проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию всей речевой системы, но и на развитие психических процессов детей данной категории.

2. Общая характеристика учебного предмета

Логопедические занятия включают следующие этапы:
  1. коррекция фонематических процессов;
  2. коррекционная работа на лексическом уровне;
  3. коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  4. совершенствование связной речи.
Задачей каждого этапа является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает этапы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. Для этого подбираются доступный материал. В каждом последующем году обеспечивается концентричность расположения материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенного.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Логопедия» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Общее количество часов за 4 года обучения составляет 408 часов.
Рабочая программа по предмету «Логопедия» в 4 классе рассчитана на 102 часа в год в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю, 34 учебных недели).

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа для 4 класса направлена на достижение учащимися определенных личностных и предметных результатов.