Большинство учащихся, поступающих в начальные классы специальной (коррекционной) школы, имеет системное недоразвитие речи, и логопедическая работа является важным звеном коррекции речи умственно отсталых детей. Первичное нарушение устной речи приводит в конечном итоге к нарушению чтения и письма, что сказывается на процессе обучения и его результатах. Интересным материалом для включения детей в учебный процесс и речевое общение являются ребусы.
Ребус – это загадка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков.
Ребусы повышают интерес, привлекают внимание, развивают мысль, напрягают воображение. Они способствуют развитию мышления, тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку, а также расширяют кругозор, помогают запомнить новые слова, предметы, тренируют зрительную память, правописание. Ребенок размышляет и доказывает правильность догадки строками ребуса, т.е. развивается его речь.
Способы построения ребусов разнообразны, чаще загадка-ребус строится на знании предметов, чисел и т.д.

Условия отгадывания ребусов:

  • Название всех изображенных на рисунках предметов надо читать только в именительном падеже.
    корова(корова)
  • Если слева или справа от нарисованного предмета одна или две запятых, это значит, что в начале или конце слова надо отбросить одну или две буквы.
    ров(ров)
  • Если над рисунком стоят цифры, тогда и буквы из названия нарисованного предмета надо читать в порядке этих цифр, например, четвертая, третья, вторая и наконец, первая.
    вор(вор)
  • Если нарисован предмет, а около него или над ним написана зачеркнутая буква, это значит, что эту букву надо исключить из названия нарисованного предмета.
    кора(кора)
  • В ребусах рядом с рисунком или над ним могут стоять две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что буква, находящаяся слева, заменяется буквой справа.
    корона(корона)
  • Если над перечеркнутой буквой или рядом с ней написана другая буква, то в названии предмета читается буква, стоящая над зачеркнутой или рядом с нею.
    корона(корона)
  • Часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь несколько названий. Например: глаз и око, нога и лапа или же предмет может иметь одно конкретное название, например: рыба - общее название, а сазан, карась, щука - конкретное название. Умение правильно подобрать название изображенному на рисунке предмету представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Чтобы решить ребус надо расшифровать его по частям, т.е. записать подряд наименования всех изображенных букв, рисунков и цифр.
Для учащихся коррекционных школ ребусы представляют достаточно трудный объект отгадывания. Практически учащиеся начальных классов не в состоянии отгадывать ребусы, даже о давно известных предметах (например, об овощах, фруктах, посуде и т.д.). Для них очень затруднено восприятие разных букв, цифр, апострофов. Первые ответы детей возникают из того, что им известно, и что они знают, не обращая внимания на буквы, цифры и даже знакомые предметы. В их рассуждениях отсутствует какая-либо логика, отвечают то, что «придет на ум».
Для начальных классов, особенно первых – вторых, ребусы не должны быть сложными, использовать не более 2-3-х разных знаков, т.к. большее их количество ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой. С интеллектуальным развитием ребенка сложность ребусов повышается.
Использование ребусов как метода и средства воспитания и обучения в педагогической практике не ново, но опыт работы с ребусами в специальной (коррекционной) школе еще не достаточно изучен и широко применим.
Изучив трудности при работе с ребусами, я сгруппировала их по темам, ограничив круг предметов, которые нужно угадать, тем самым помогая ребенку достичь положительных результатов, делая его более уверенным, повышая интерес к ребусам.