Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости, служит базой для правильного и красивого письма.
Упражнения:
  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину;
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  • двумя пальцами «ходить» (указательным и средним) по столу, медленно, как будто бежит (сначала правой рукой, затем левой);
  • показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный, средний), затем три, четыре, пять;
  • показать отдельно только один палец – большой;
  • барабанить пальцами по столу (используя обе руки);
  • махать в воздухе только пальцами;
  • кистями рук делать «фонарики»;
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
  • собирать все пальцы в щепотку (собрались вместе - разбежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  • завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;
  • закручивать шурупы, гайки;
  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • складывать матрешек;
  • играть с вкладышами;
  • рисовать в воздухе;
  • играть с песком, водой;
  • мять руками поролоновыми шарики, губку;
  • шить, вязать на спицах;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать;
  • резать ножницами;
  • рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью и т.д.);