Тема:
Звуки и буквы з, с.
Цели:
Сформировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки з, с в словах и предложениях.
Задачи:
  • образовательные: формирование дифференцированного произношения звуков з, с; установление связи звука с буквой.
  • коррекционные: развитие мелкой и артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов; обогащение словарного запаса; развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
  • воспитательные: воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование:
зеркала, планы артикуляции звуков з, с, ЭВМ, предметные картинки, конторки.

Ход занятия

Организационный момент
Прежде чем за парту сесть,
Посмотри, на ней все есть?
- Все готовы к занятиям, подравнялись, проведем физ. минутку:
Миша шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Раз картошка, два картошка,
Положи ее в лукошко.
Дети имитируют движения соответственно словам текста.
Подготовка учащихся к работе (сесть ровно, спина прямая, настраиваемся на работу).
- Для того чтобы ваша речь была красивой и правильной, нужно, чтобы губы, язык, челюсть работали четко и правильно, поэтому начинаем занятие с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика
- Придвиньте к себе зеркала и выполняем упражнения:
  • для мышц нижней челюсти:
    • Произвольное движение вправо – влево, вперед – назад.
    • Повторяют за логопедом 5 раз.
    • Имитация жевания (инструкция: «Представьте себя коровой»).
    • Упражнение выполняется под счет до 10.
    • Удерживание рта открытым.
    • Упражнение выполняется под счет до 5.
- Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Вспомните, какие еще органы артикуляции участвуют в речи. Чтобы легче было вспомнить, отгадайте загадки:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей. (губы, зубы)
Белые силачи рубят калачи,
А красный говорун подкладывает. (зубы, язык)
(Загадки метафоричные. Прием отгадывания: ограничение поиска – человек. Необходимо рассмотреть, объяснить и обсудить каждый из названных признаков предмета.)
Продолжаем выполнять упражнения:
  • для мышц губ:
    • «Хоботок».
    • «Улыбка».
    • Чередование «трубочка - улыбка».
    • Покусывание верхней и нижней губы.
    • Упражнения для мышц губ выполняются под счет до 5.
  • для мышц языка:
    • «Наказать непослушный язык».
    • «Сделать язык широким».
    • Кто дальше загонит мяч.
    • Чистим языком зубы.
Чистим зубы, чистим зубы,
И снаружи, и внутри,
Чистим зубы, чистим зубы,
Не болели чтоб они. (проговаривает логопед)
Дыхательная гимнастика
- А сейчас будем отрабатывать плавный, долгий выдох:
  • Отработка нижнедиафрагмального дыхания.
  • «Шину прокололи» медленный выход воздуха через прокол в шине с-с-с.
  • Выход воздуха из насоса с-с-с (использовать картинки-символы).
  • «Комарик» (дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика, руки на поясе (вдох), медленно повернуть туловище в сторону (на выдохе говорим з-з-з), затем исходное положение и повторяем в другую сторону).
  • Формирование дифференцированного вдоха и выдоха:
    • Задуть свечу.
    • Подуть на ушибленное место руки, палец.
- Для чего делали дыхательную гимнастику?
Дыхательную гимнастику делали, чтобы выдох был долгим и плавным.
- Верно, это условие правильной речи. Помогают в этом и скороговорки.
У Зины и Сани в сетях сом с усами.
Повторяют тихо, громче, громко, затем проговаривает быстро один учащийся, затем все вместе.
Речевая гимнастика
- Пропеть, изменяя:
Речевая гимнастика
Проговаривают все вместе, затем каждый из учеников.
- Для чего делали речевую гимнастику?
Речевую гимнастику делали, чтобы произнести звуки з, с правильно и четко.
Сообщение темы и цели занятия
- Отгадайте загадку:
Не лает, не кусает
А в дом не пускает.
(Загадка на отрицании – используем метод исключения.)
- Так кто же у нас не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Замок
- Какой 1-й звук в слове «замок»?
Звук з.
- Теперь отгадайте еще одну загадку:
Кто к хозяину идет,
Она лаем знать дает. (собака)
(Загадка с точным указанием признаков.)
- Какой 1-й звук в слове собака?
Звук с.
Вывод
- Итак, сегодня мы будем различать звуки и буквы з, с.
Анализ артикуляции звуков з, с
- Вспомним, как образуются звуки с, з. Работать будем по схемам, которые лежат у каждого из вас на столе.
Схемы
Учащимся предлагаются планы артикуляции звуков.
- Произнесем еще раз звуки с, з.
Учащиеся произносят хором, затем – каждый (используют зеркала).
- В каком положении губы?
Губы улыбаются.
- В каком положении зубы?
Зубы сближены или слегка приоткрыты.
- Как располагается язык?
Кончик языка внизу.
- Теперь подставим ладонь ко рту и произнесем звук с. Что чувствуем? Какая воздушная струя?
Воздушная струя узкая, сильная (идет через рот).
- Теперь подставим ладонь ко рту и произнесем звук з. Что чувствуем? Какая воздушная струя?
Воздушная струя узкая, слабая (идет через рот).
(После каждого вопроса, повторный показ артикуляции).
Вывод
- По артикуляции звуки з, с похожи (перечисляем сходство).
Характеристика звуков з, с
- Докажите, подходит ли данное стихотворение к называнию этих звуков согласными:
А согласный удивляется,
На преграду натыкается.
- Произнесите звук с, определите, есть ли преграда?
Есть.
- А теперь произнесите звук з, определите, есть ли преграда?
Есть.
Вывод
- Звуки с, з согласные и стихотворение подходит. Чему согласные удивляются? На преграду натыкаются, а преграда для этих звуков – зубы.
- Проверим, работают ли голосовые связки. Произнесем звук с.
Голосовые связки не работают, значит, звук глухой.
- Произнесем звук з.
Связки работают, значит, звук звонкий.
(Контроль на горле).
Вывод
- Звонкий согласный – з, глухой согласный – с.
Вывод
- По работе голосовых связок звуки с, з отличаются (нет дрожания звука с, есть дрожание звука з).
Развитие фонематического слуха (использование конторок)
- Сейчас я буду произносить слоги на звуки с, з. Первая команда хлопает в ладоши, если услышит звук с, вторая – звук з:
  • со зы са сы за су зу за
  • усо озо узы асу оза асо
Различение и закрепление звуков з, с в слогах (с использованием карточек)
- Используя карточку, которая лежит у вас на конторке, образуйте слог, который я назову. После этого обменяйтесь карточками.
В качестве звука з используется карточка с картинкой колокольчика Звонкий, а для обозначения звука с – зачеркнутый колокольчик Глухой. Логопед называет слог за. Выходит учащийся, у которого карточка с колокольчиком и учащийся с карточкой буквы а. Каждый из них произносит свой звук: з, а. Взявшись за руки, они образуют слог.
Раздельные карточки
- Какой слог получился?
Учащиеся четко, выделяя голосом звук з, произносят полученный слог – за.
Раздельные карточки
Так прорабатываются несколько слогов.
Различение звуков з, с в словах
Задание
- Назовите животных и птиц, изображенных на компьютере. Выделить звук з или с и запишите соответствующую букву в тетрадь.
Используется презентация «Животные и птицы со звуками с, з» в которой представлены: косуля, зубр, суслик, козел, сова, зяблик, ласточка, соловей.
- Прочитайте запись.
С, з, с, з, с, з, с, с.
Физминутка
Девочки и мальчики (руки на пояс)
Прыгают, как мячики, (прыжки)
Ножками топают, (топают ногами)
Ручками хлопают, (хлопки в ладоши)
Глазками моргают, (зажмуривание глаз)
После отдыхают. (руки вниз)
Задание
- Отгадайте загадки c использованием картинок.
1-я группа детей отбирает картинки - отгадки со звуком с, 2-я со звуком з. Картинки расположить в 2 столбика.
На дворе горой,
А в избе водой. (снег)
снег
Стучат, бренчат,
Ходят весь век,
А не человек. (часы)
часы
Два братца через дорожку живут,
Друг друга не видят. (глаза)
глаза
Зимой белый,
Летом серый. (заяц)
заяц
Красные сапожки,
В земле и в лукошке. (свекла)
свекла
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт –
Сделает наоборот. (зонт)
зонт
Загадка про снег требует наблюдения. Все остальные загадки с использованием метафоры. При затруднении использовать прием: ограничение поиска - животное, овощ и т. д.
Образец:
снег
заяц
 
свекла
глаза
 
часы
зонт
- Запишите отгадки, деля слова на слоги. Прочитать слова, подчеркнуть з – одной чертой, с – двумя чертами.
Снег, ча – сы, гла – за, свек – ла, за – яц, зонт.
Звукобуквенный анализ
- Расставьте листочки от самого большого до самого маленького.
Звуко-буквенный анализ
- Прочитайте, какое слово получилось?
Один из учеников читает - коса.
- Что такое коса?
Заплетенные волосы или то, чем косят траву.
- Назовите гласные звуки.
Гласные звуки – о, а.
- Назовите согласные звуки.
Согласные звуки – к, с.
- Сколько слогов в этом слове? (Отхлопать)
Отхлопывают слоги. В слове коса два слога.
- Выделить слог со звуком с.
Со звуком с слог са.
- Сколько звуков в этом слоге?
В этом слоге два звука – с, а.
- Дайте характеристику звука с?
Звук с согласный, глухой.
- Обозначьте звуки буквами.
Обозначают звуки с, а буквами с, а.
- Замените звук с на звук з. Какое слово получилось?
Один из учащихся произносит получившееся слово коза.
- Кто такая коза?
Животное.
- Записать слова коса-коза.
Вывод
При замене звука с на звук з значение слова изменилось.
Различение звуков з, с в предложениях (работа с использованием видеоматериала)
- Внимательно посмотрите отрывок из мультфильма.
Используется отрывок из мультфильма «Хвосты».
- Закончите предложение, используя сюжет мультфильма.
- Наступила золотая …
заяц
- Пожелтели на деревьях …
корзину
- За лисой гнались …
осень
- Ежик собирал грибы в …
листья
- По поляне скакал …
собаки
- Начертите схему первого предложения и запишите его.
Схема предложения
Игра (с использованием ЭВМ)
- Найдите на сюжетной картине отгадки к следующим загадкам (уточняем есть ли звуки с, з в отгадке).
Растет возле дома девица-краса
Белый сарафан на ней,
Зеленая коса. (береза)
Около дома стоит бычище,
Досками да гвоздями
Сделаны его бочища. (забор)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее... (сорока)
Он – с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он человечек как игрушка,
А зовут его – ... (Петрушка)
В нем птицы и животные живут.
Цветы, грибы и травы в нем растут. (лес)
Итог
- Какие звуки мы учились различить?
Мы учились различать звуки з, с.
- Чем различаются звуки з, с.
Звук з – звонкий, звук с – глухой.
Домашнее задание
- Повторить скороговорку на звуки з, с.