Общение
Люди общаются между собой главным образом с помощью речи, которая включает в себя внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь в свою очередь делится на устную и письменную.
Внутренняя речь беззвучна и возникает, когда человек о чем-либо думает.
Устная речь служит в основном для общения и поэтому строится таким образом, чтобы быть понятной слушателям.
Письменная речь является графическим оформлением устной речи, поэтому при недоразвитии устной речи часто возникают нарушения письма.
Речевая функция является одной из самых важных психических функций человека. В ходе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Овладение ребенком способностью к речевому общению создает предпосылки для социальных контактов и необходимые условия для развития различных форм деятельности, а также способствует осознанию, регуляции и планированию его поведения.
Нарушения речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражаясь на его поведении и деятельности. Тяжелые нарушения речи могут оказывать влияние на умственное развитие по причине тесной взаимосвязи речи и мышления, а также ограниченностью речевых контактов, в ходе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи и ограниченность речевых контактов могут отрицательно повлиять на формирование личности ребенка, способствуя развитию таких качеств характера как замкнутость, нерешительность, застенчивость, чувство неполноценности.
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, успеваемости, выборе профессии, социальном положении в обществе.
Для устранения или смягчения как речевых, так и психических нарушений служит один из разделов специальной педагогики - логопедия.
Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, предупреждения и устранения посредством специального воспитания и обучения.
Предметом логопедии является нарушение речи, процесс воспитания и обучения лиц с речевыми нарушениями, а объектом изучения данной науки - человек, страдающий расстройством речевой деятельности.
Основные направления логопедического воздействия - развитие речи, профилактика и коррекция ее нарушений. В ходе логопедической работы предусматривается развитие моторики (в особенности речевой), развитие сенсорных функций, развитие познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти), формирование личности ребенка с коррекцией и регуляцией социальных отношений, а также воздействие на социальное окружение.
Логопедическое воздействие направлено как на внутренние, так и на внешние факторы, вызывающие нарушения речи и представляет собой педагогический процесс, направленный, прежде всего, на компенсацию и коррекцию нарушений речевой деятельности.
Значение логопедии заключается в помощи ребенку в преодолении речевых нарушений, обеспечив тем самым его полноценное и всестороннее развитие.