Рабочая учебная программа по коррекционным курсам «Логопедические занятия» для 6 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Письма Минобразования России от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида», на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Адаптивная школа № 12», а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011 г. и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011 г.; с опорой на труды Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» 2006 г., Лалаевой Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
Цель программы: преодоление речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе решает следующие задачи:
  • развитие фонематических процессов;
  • расширение лексико-грамматических категорий;
  • обогащение словаря;
  • дальнейшее развитие связной речи;
  • коррекции психических процессов;
  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова.
Нарушения речи у детей с лёгкой степенью умственной отсталости носят системный характер и затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Расстройства речи у них проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию всей речевой системы, но и на развитие психических процессов детей данной категории. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Общая характеристика учебного предмета

Задачей каждого этапа является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает этапы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. Для этого подбираются доступный материал. В каждом последующем году обеспечивается концентричность расположения материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенного.

Место коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционный курс «Логопедические занятия» входят в коррекционную область и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Общее количество часов за 4 года обучения составляет 408 часов.
Программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе рассчитана на 102 часа в год в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю, 34 учебных недели).

Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для учащихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На логопедических занятиях будут формироваться следующие личностные результаты:
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для коррекционного курса «Логопедические занятия», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
  1. формирование интереса к занятиям;
  2. коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
  3. овладение основами грамотного письма;
  4. использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Предполагается, что к концу обучения в 6 классе учащиеся будут уметь:
Минимальный уровень:
  • знать буквы алфавита;
  • анализировать слово по слоговому и звуковому составу;
  • определять количество и последовательность звуков и место звука в слове.
Достаточный уровень:
  • анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове;
  • различать звонкие и глухие, свистящие и шипящие согласные;
  • ставить ударение в словах;
  • составлять предложения по опорным словам, картинкам;
  • работать с деформированным предложением.
Изучение коррекционного курса «Логопедические занятия» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
  • уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
  • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • оказывать помощь сверстникам и взрослым;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
  • использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

Диагностики и критерии результативности

Основная цель обучения в 6 классе - развить деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку работы. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Диагностика достижения предметных результатов по коррекционному курсу «Логопедические занятия» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (первичная диагностика);
2 этап – декабрь (промежуточная диагностика);
3 этап – май (итоговая диагностика).
Предметные результаты в 6 классе оцениваются по следующим критериям:
0 баллов – не умеет, не научился;
1 балл – выполняет задания с помощью учителя;
2 балла – допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;
3 балла – выполняет всё самостоятельно.
Полученные данные заносятся в мониторинговую карту для фиксации предметных результатов.
Диагностика достижения базовых учебных действий по коррекционному курсу «Логопедические занятия» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (первичная диагностика);
2 этап – декабрь (промежуточная диагностика);
3 этап – май (итоговая диагностика).
Базовые учебные действия оцениваются по следующим критериям:
0 баллов – не умеет, не научился;
1 балл – выполняет задания с помощью учителя;
2 балла – допускает ошибки, требуется частичная помощь учителя;
3 балла – выполняет всё самостоятельно.
Полученные данные заносятся в мониторинговую карту для фиксации результатов базовых учебных действий.
Учебный план коррекционного курса «Логопедические занятия» для 6а класса
учебный план

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» в 6 классе

I. Диагностика общего и речевого развития обучающихся
II. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки и буквы (закрепление).
III. Гласные звуки и буквы»
Гласные звуки и буквы. Выделение гласных звуков, пар.
IV. Согласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы (закрепление). Дифференциация мягких и твёрдых согласных. Гласные после мягких согласных. Гласные после мягких согласных (закрепление). Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение мягкости согласных буквой ь (закрепление). Дифференциация мягких и твёрдых согласных (проверочная работа).
V. Дифференциация согласных, разных по способу образования
Дифференциация согласных ч-щ. Гласные после ч-щ. Правописание гласных после ч-щ. Дифференциация согласных ш-щ. Гласные после ш-щ. Правописание гласных после ш-щ. Гласные после шипящих.
VI. Ударение
Ударные гласные. Безударные гласные. Ударные и безударные гласные в слове. Ударные и безударные гласные в слове (повторение). Ударные и безударные гласные в слове (закрепление). Правописание безударных гласных. Подбор проверочных слов к безударным гласным. Проверка безударных гласных в слове. Правописание безударных гласных в корне слова (закрепление).
VII. Парные звонкие и глухие согласные
Звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные (закрепление). Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова (закрепление). Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова (закрепление). Проверка парных звонких т и глухих согласных в корне слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова (закрепление). Парные звонкие и глухие согласные на конце и в корне слова. Проверочная работа.
VIII. Состав слова
Состав слова. Однокоренные слова. Состав слова. Корень. Корень в слове. Нахождение корня в словах. Общее и различия в значении однокоренных слов. Состав слова. Приставка. Словообразование при помощи приставок. Словообразование при помощи приставок (закрепление). Состав слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Образование слов при помощи суффиксов (закрепление). Морфологический состав слова (корень, приставка, суффикс). Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Окончание. Состав слова. Окончание (закрепление). Состав слова (проверочная работа).
IX. Предлоги
Предлоги. Раздельное написание предлогов со словами. Выделение предлогов в предложении. Дифференциация предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок (закрепление). Дифференциация предлогов и приставок (проверочная работа).
X. Предложение
Предложение. Составление простого предложения. Предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное. Составление предложений из слов. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Распространение предложений с помощью вопросов. Согласование имен существительных с прилагательным по числам. Согласование имен существительных с прилагательным по родам. Согласование имен существительных с прилагательным по числам и родам. Согласование имен существительных с прилагательным по числам и родам (закрепление). Однородные члены предложения. Предложение с однородными подлежащими. Предложение с однородными сказуемыми. Предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Выделение однородных подлежащих и сказуемых. Предложения с однородными главными членами. Предложение с однородными второстепенными членами. Предложения с однородными главными и второстепенными членами. Предложения с однородными главными и второстепенными членами (закрепление). Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным предложением (закрепление).
XI. Текст
Работа с деформированным текстом. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии картин. Распространение короткого рассказа. Составление рассказа по опорным словам.

Please publish modules in offcanvas position.