Игровой материал в процессе формирования и развития устной речи

Игры
Нарушения устной и письменной речи у будущих учащихся обусловлены различными трудностями. Проблемы с анализом и воспроизведением точной и временной последовательности вызывает у детей сложности в запоминании и воспроизведении порядка следования месяцев, дней недели, им трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок, нарушается временная ориентация. Часто наблюдаются проблемы из-за недоразвития фонематического восприятия, фонематических представлений, языкового анализа и синтеза. У таких детей часто имеются нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи.
Игры вызывают интерес у детей, дают толчок к желанию говорить, соответственно способствуют развитию устной речи. А развитая устная речь в дальнейшем положительно повлияет на письменную речь.
Игра. Подбери слова
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Вспомнить как можно больше слов, которые начинаются с определенного звука. Кто больше назвал и не повторился, тот получает приз. Значение некоторых слов может пояснить взрослый.
Образец: звук с - самолет, суп, сыр, сокол (птица).
л – лампа, лук, лимон, лед (замерзшая вода)
р – рак, рука, река
т – туфли, танк, труба, театр (дом, где показывают спектакль)
а – арбуз, армия, альбом, аптека (там покупают лекарства)
Игра. Конец слова за тобой
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Вспомнить и назвать как можно больше слов, которые заканчиваются на определенный звук.
Образец: звук с - нос, лес, абрикос, лис (папа лисят).
л – стол, пол, стул, мел (рисуем на асфальте)
ш – мышь, душ, карандаш
к – мак, лук, жук, сок, паук (насекомое)
о – молоко, облако, озеро, метро (транспорт)
Игра. Какой звук повторился?
Цель: развивать фонематические представления, обогащать словарный запас.
Ход игры. Дети по выбирают картинки по лексическим темам, называют слово, выделяют звук в начале слова, называют обобщающее слово.
Образец: звук к – корова, кот, кабан – животные.
м – мяч, мозаика, мишка – игрушки
а – ананас, абрикос, апельсин – фрукты
ш – шуба, шапка, шарф – вещи
Игра. Место звука
Цель: развивать фонематический анализ.
Ход игры. Используя карточки с картинками, определить позицию нужного звука (начало, середина, конец слова).
Образец: звук п – пальма, лопата, суп.
р – рыба, корова, забор
н – носки, окно, слон
х – хлеб, ухо, петух
л – лейка, телефон, дятел
Игра. Слова на один звук
Цель: развивать фонематический анализ, обогащать словарный запас.
Ход игры. Используя карточки с картинками, определить позицию определенного звука (начало, середина, конец слова), по лексическим темам.
Образец: звук т – тыква, петрушка, салат (овощи).
л – ложка, тарелка, бокал (посуда)
к – картошка, морковка, лук (овощи)
р – репа, огурец, помидор (овощи)
а – астра, тюльпан, роза (цветы)
Игра. От слога к слову
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа.
Ход игры. Используя слог, подобрать как можно больше слов, добавляя каждый раз новую букву.
Образец: по – пол – полк – полка – Полкан.
но – нос – носи – носик – носики
са – сад – сади – садик – садики
но – нож – ножи – ножик – ножики
мя – мяч – мячи – мячик – мячики
Игра. Перевертыши
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Заменить первый звук на его пару (звонкие и глухие согласные) б - п, д - т, з - с и т.д.
Образец: п – б: почка – бочка, палка – балка.
к - г: кости – гости, корка – горка
с - з: Сима – зима, сайка – зайка
в - ф: вата – фата
ш - ж: шаль – жаль, шар – жар
Игра. Звуковая математика
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Дети считают количество слов на определенный звук.
Образец: звук б.
          Бегемот разинул рот
          Булки просит бегемот.
звук в
          Воробей просил ворону
          Вызвать волка к телефону.
звук д
          Дятел жил в дупле пустом,
          Дуб долбил, как долотом.
звук е
          Еж напоминает елку:
          Еж и елочка в иголках.
Обучение
Игра. Цепочка слов
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Показывается первый слог, подобрать как можно больше слов на этот слог. Побеждает тот, кто последний образует слово.
Образец: - слог до          дом, доска, дорога, дождь...
- слог го
- слог ка
- слог же
- слог ба
- слог те
- слог ли
- слог пе
- слог ки
- слог за
Игра. Составь слово
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Из двух слов составить новое слово, используя знак сложения. Знаком вычитания найти второе слово.
Образец: пас + порт = паспорт            паспорт – порт = пас.
Вино + град =
виноград – град =
Вес + на =
весна – на =
Буй + вол =
буйвол – вол =
Мышь + як =
мышьяк – як =
Баран + ка =
баранка – ка =
Кипа + рис =
кипарис – рис =
Воз + дух =
воздух – дух =
Сено + вал =
сеновал – вал =
Бал + кон =
балкон – кон =
Игра. Найди диких животных
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Дети находят животных, определяя конец каждого слова.
Образец: первое слово - антилопа.
Антилопакрокодилзебрабегемотжирафлевтигрбоберлисицамедведькоалаобезьянаслон
Игра. От слога к слову
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Из слогов собрать названия домашних животных (карточки со слогами).
Образец: ко ва ро - корова.
Ко ли те ва ко по нок ка ля вер ны ко со та ди ба же ко бе ло ша ро ты ди бы ба кро ки нья ля ни та блю се ки сви ре ка ца за нок коз ро
Игра. Собери пословицы
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Пословица разделена на две части, собрать эти части по смыслу.
Образец: Голосиста пташка, да грязна рубашка.
Рыбка мелка,
да мала чашка.
На мышку
гладки.
В чужой лодке
да мышке слезки.
Молод – с игрушками,
да грязна рубашка.
Легка ноша
да уха сладка.
С него взятки
и кошка зверь.
Хороша кашка,
стар – с подушками.
Кошке игрушки,
всегда больше рыбки.
Голосиста пташка,
на чужом плече.
Игра. Найди слово
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Добавить недостающий слог, чтобы получились слова.
Образец: носки, руки...
Нос      КИ           ро      ЗА           малы      ШИ           мимо      ЗЫ          
Ругроландыарбу
Кускошаламоро
Масслекамызано
Игра. Слово потерялось
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое восприятие.
Ход игры. Дети находят в слове слово.
Образец: уголек - угол.
Стол
столб
полк
Волк
шрамы
носки
Брак
клад
коса
Всласть
гроза
весло
Игра. Различай слова
Цель: развивать умение различать значение слова.
Ход игры. Найти различия в звучании и значении слов с мягкими и твердыми согласными на конце.
Образец: шест – это длинная палка, шесть – это цифра.
Шест – шесть
Клад – кладь
Хор – хорь
Брат – брать
Угол – уголь
Цел – цель
Кров – кровь
Плакат – плакать
Стал – сталь
Вес – весь
Удар – ударь
Трон – тронь
Жар – жарь
Пример – примерь
Игра. Подружи слова
Цель: формировать умение составлять из двух простых слов сложное слово.
Ход игры. Соединить две карточки с простыми словами, чтобы получилось сложное слово.
Образец: вол, окно – волокно.
вол верх воз ушки блик бал след овод мак бес маска по фант Азия ушки пот точка кора точка ход опыт рубка мясо дух пол окно рад вес кар сор ток вал еда пар тон сад ком хор кон оса у кар тина овод по ты
Ответы: волокно верхушки маскарад хоровод картон уточка сорвал макушки фантазия следопыт компот мясорубка беседа парты балкон кораблик весточка поток садовод полоса воздух поход картина
Игра. Замени гласную
Цель: закрепить умение заменять гласную, чтобы получилось новое слова.
Ход игры. На карточке слово с выделенной гласной, которую надо заменить, чтобы получилось новое слово.
Образец: тОчка – т…чка (тУчка).
тОчка – тУчка
стОл – стУл
слОг - слЁг
начинАть - начинЯть
сОк – сУк
стрУйка – стрОйка
потОк – потЁк
потОмки - потЁмки
плЁс – плЮс
клЁв – клЮв
лУк – лЮк
нОс - нЁс
дОм – дАм
бАк – бОк
сОк – сУк
пИл – пЕл
мЕл - мАл
вАл – вЯл
крИк - крЮк
 
Игра. Дружные пары
Цель: формировать умение менять звонкую согласную на глухую и наоборот, поясняя значение полученных слов.
Ход игры. На карточке два слова с пропущенной в начале буквой. Рядом пара согласных, которые надо вставить.
Образец: …ачка – …ачка (д/т) -> дачка (место отдыха летом) - тачка (на чем возят мусор).
…ить – …ить (ш/ж)
…аза – …аза (в/ф)
…ом – …ом (д/т)
…очка – …очка (д/т)
…айка - …айка (з/с)
…ест - …ест (ж/ш)
…ата – …ата(в/ф)
…ело – …ело (т/д)
…очка – …очка (п/б)
…верь - …верь (с/з)
…ар - …ар (ш/ж)
… алость - …алость (ш/ж)
…лещут – …лещут (б/п)
…ень – …ень (д/т)
…лой – …лой (с/з)
…ирок - …ирок (ж/ш)
…аль - …аль (ш/ж)
…уд - …уд (з/с)
…уш – …уш (д/т)
…ворец - …ворец (т/д)
…есть - …есть (ш/ж)
 
Игра. Змейка
Цель: формировать умение определять конец слова, словосочетания.
Ход игры. Найти начало и конец каждой сказки.
Образец: курочкаряба – курочка Ряба.
Морозко курочкаряба репка колобок трипоросенка золотойключик тримедведя петушокзолотойгребешок машенькаимедведь козлятаиволк.

Please publish modules in offcanvas position.