Методы обследования детей

Особенности развития детей с нарушениями интеллекта

Игра с другими детьми

Игра с игрушками и другими детьми

Проводимые наблюдения:
  • реакция на игрушки;
  • стойкость интереса;
  • способность самостоятельно организовать игру;
  • осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, скоординированность;
  • восприятие величины, формы, цвета;
  • представление о количестве;
  • способность к обобщению;
  • наличие волевых и эмоциональных качеств;
  • навыки общения с детьми.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • слабовыраженный интерес к игрушкам;
  • стереотипные действия;
  • беспорядочность и нецелесообразность игры;
  • отсутствие творческих замыслов;
  • действия ребенка не соотносятся с речью;
  • нуждается в постоянном стимулировании и контроле;
  • не умеет использовать предлагаемую помощь;
  • к результатам работы некритичен;
  • нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу;
  • беспомощен в коллективных играх.

Пирамидка

Проводимые наблюдения:
  • развитие моторики;
  • сформированность и дифференцированность понятия величины;
  • сформированность понятия о количестве предметов.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • движения плохо координированы, неловки, неточны;
  • не учитывает величину колец.

Разноцветные палочки и брусочки

Проводимые наблюдения:
  • развитие моторики;
  • сформированность и дифференцированность понятия величины;
  • сформированность понятия о количестве предметов;
  • наличие самоконтроля в ходе игры.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • отмечается пассивность в ходе работы;
  • необходим стимул, постоянное побуждение, контроль;
  • не умеет анализировать образец, сравнивать с ним свою работу.

Доска Сегена

(доска с углублениями для различных геометрических фигур)
Проводимые наблюдения:
  • выявить координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • манипулируют фигурками.

Набор геометрических фигур разной формы

Проводимые наблюдения:
  • способность объединить предметы по общему признаку.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • не всегда понимают цель, необходимо более длительное обучение.
Игра с кубиками

Кубики разной величины

(разложить от большого к маленькому и наоборот)
Проводимые наблюдения:
  • исследование сформированности понятия величины предметов.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • понятие величины формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения.

Круги и полоски разного цвета (круг +полоска по цвету)

Проводимые наблюдения:
  • исследование сформированности понятия цвета.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • понятие цвета формируется значительно.

Мозаика

(конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество)
Проводимые наблюдения:
  • наличия интереса, волевого усилия, воображения;
  • пространственная ориентировка;
  • способность к переносу показанного способа действия;
  • развитие мелкой моторики.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • не отмечается выраженного интереса к заданию;
  • не использует образец;
  • не может закончить работу.

Разрезные картинки

(разрез на 2 части по горизонтали и вертикали, на 3 по вертикали, 4 по диагонали)
Проводимые наблюдения:
  • исследуется восприятие.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • не представляет конечной цели - целого изображения, работа сводится к приставлению одной части к другой.

Предметные картинки

Внимание (убрать 1 картинку)
Мышление (картинки – обобщающие слова, сгруппировать)
Проводимые наблюдения:
  • внимание,
  • зрительная память,
  • мыслительные операции,
  • запас общих представлений.

Картинки с изображением нелепой ситуации

Проводимые наблюдения:
  • выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность;
  • количество воспроизведенных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • нет выраженной эмоциональной реакции или они не всегда адекватны, т.к. ребенок не понимает ситуацию.
Заучивание слов

Заучивание 10 слов

Проводимые наблюдения:
  • заинтересованность в работе;
  • колебание внимания;
  • наличие привнесений и повторения одних и тех же слов.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • заинтересованность к заданию кратковременная;
  • повторяет одни и те же слова.

Последовательность событий

(составить рассказ)
Проводимые наблюдения:
  • самостоятельность и правильность выполнения;
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • нет логической последовательности, для выполнения задания требуется помощь.

Классификация (15карточек)

Обобщающие слова
Проводимые наблюдения:
  • наличие интереса;
  • устойчивость внимания;
  • запас общих сведений;
  • способность к обобщению;
  • использование помощи.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
  • устойчивость внимания кратковременная;
  • запас общих сведений беден;
  • обобщение затруднено.

Please publish modules in offcanvas position.