Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости, служит базой для правильного и красивого письма.
Упражнения:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами "ходить" (указательным и средним) по столу, медленно, как будто бежит (сначала правой рукой, затем левой);
- показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный, средний), затем три, четыре, пять;
- показать отдельно только один палец - большой;
- барабанить пальцами по столу (используя обе руки);
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать "фонарики";
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (собрались вместе - разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
- завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;
- закручивать шурупы, гайки;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывать матрешек;
- играть с вкладышами;
- рисовать в воздухе;
- играть с песком, водой;
- мять руками поролоновыми шарики, губку;
- шить, вязать на спицах;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- резать ножницами;
- рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью и т.д.);