В эмоциональной сфере выделяются три неразрывно связанные составные (Л.И.Божович, А.В.Запорожец):
- эмоциональный настрой на общение – раскрепощение, пробуждение эмоций;
- смысловая составляющая - совместные обсуждения в различных областях миропознания;
- продуктивно-творческая составляющая - самореализация в разных видах деятельности.
Продуктивно-творческая составляющая включает:
- повторение действий по образцу;
- самостоятельные действия, побуждающие к выразительности эмоциональной сферы, речевой интонации, телодвижений, поз (диалоги и игры – инсценировки);
- вхождение в образ через театрализацию.
Изучив и проанализировав научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что формированию и развитию эмоциональных состояний, усвоению теоретических знаний о них способствует:
- осознание детьми факта возникновения эмоций;
- осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
- понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
- расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию.
Анализ анамнестических данных групп обучающихся 4 классов (2007 - 2008 гг., 2010 - 2011 гг.) показал, что их состав был сходен по клиническим показателям. В равной мере были представлены заторможенные обучающиеся, возбудимые, с двигательными нарушениями а также с различным уровнем интеллектуального развития.
С целью определения качественных показателей сформированности эмоциональных состояний обучающихся 4 класса, им была предложена серия заданий на выявление правильного понимания эмоций в разных вариациях:
- определение эмоционального состояния по выражению лица;
- выбор среди нескольких картинок тех, которые выражают определенную эмоцию;
- графическое изображение лица с помощью подготовленных деталей;
- изображение определенной эмоции при помощи мимики, используя картинку;
- передача эмоционального состояния посредством интонации.
Дифференцированность эмоционального состояния определяется следующим образом:
- выполнено 0 - 1 задание: эмоция недифференцирована;
- выполнено 2 - 3 задания: эмоция недостаточно дифференцирована;
- выполнено 4 - 5 заданий: эмоция дифференцирована.